Разработано Joomlamaster.org.ua совместно с Joomstudio.com.ua

Национальный доклад об инновациях

13 января 2017 года на Гайдаровском форуме «Россия и мир: выбор приоритетов» была представлена итоговая версия Национального доклада об инновациях, подготовленного совместно Министерством экономического развития РФ, Открытым правительством и РВК.

Документ довольно объемной и большая его часть посвящена лучшим практикам и анализу существующих проблем.

Основное внимание уделяется инновационному развитию крупного бизнеса, что на наш взгляд противоречит  Научно технической инициативе, где ставка делается на малые инновационные предприятия. 

Предполагается что зрелый бизнес создает основной спрос на иннова­ции, тем самым активизируя другие каналы созда­ния инноваций: венчурные инвестиции и изобрета­тельскую активность. Также фокус на крупные компании позволит напря­мую воздействовать на большую часть экономики: доля крупных компаний в России — 79% против 42% в среднем в сопоставимых странах. При этом государство имеет прямые рычаги влияния на крупный бизнес, учитывая его высокую долю в крупных компаниях (81% в топ-10 крупнейших ком­паний)

В докладе как генераторы идей рассматриваются  Индивидуальные изобретатели — то есть люди, за­нимающиеся изобретениями (или «гаражными инно­вациями») в личных (вполне возможно, что коммер­чески мотивированных, но без изначальных амбиций масштабирования до уровня крупного бизнеса) целях и не в рамках какого-либо организованного проекта — составляют ту базу, которая генерирует поток идей, пригодных для дальнейшей коммерциализации. По оценкам экспертов, в России в той или иной форме изобретательством занимаются почти 10% взрослого населения

Уже сделанные изобретения долж­ны выводиться своими создателями на рынок — в том числе рынок капитала; для этого извлечение прибыли из изобретения, его коммерциализация должна стать априорной целью креативного процесса для инвесто­ров и государства.

Малые компании в данном отчете не рассматриваются в качестве приоритетной цели для инновационной политики так как они характеризуются слабой органи­зационной оформленностью, испытывая сильное — даже определяющее — влияние основателя. При этом они совершенно необязательно являются новыми или инновационными. Наоборот, зрелый и одновременно малый бизнес — это с большой вероятностью бизнес традиционный, часто семейный.

Средний бизнес— особенно его многообещающая технологическая часть, так называемые «газели» — это уже гораздо более интересный объект для воздей­ствия с помощью мер инновационной политики. Государство уже работает в этом направлении; к примеру, в июле 2016 г. Минэкономразвития совместно с ГУ ВШЭ объявили проект «Национальные чемпионы» (см. раз­дел 2.2). В России уже несколько лет проводится кон­курс «Техуспех», в рамках которого как раз выявляются «Газели». В 2016 г. по итогам этого конкурса Минэко­номразвития отберет 30 лучших компаний, и им будет обеспечена различного рода поддержка, в первую очередь — постоянное кураторство и сопровождение и помощь в преодолении различных административных барьеров. 

В докладе определены основные отрасли для инновационного развития:

  • Нефтегазовая отрасль, например, в сегменте нефте­добычи существует ряд направлений для инновацион­ного развития. Одной из приоритетных задач для всех нефтедобывающих компаний является повышение коэффициента извлечения нефти на существующих месторождениях с текущих 27-30% до общемировых 35-40%1. Для этого необходимо активное применение современных методов повышения нефтеотдачи.
  • Мировая автомобильная промышленность пережи­вает бурные изменения, связанные с усиливающимся внедрением информационных технологий в системы автомобилей и активным повышением экологиче­ских стандартов и, как следствие, развитием гибрид­ных автомобилей и электромобилей. Опрошенные нами эксперты считают, что у России есть все шансы занять свою нишу на этом рынке.
  • В отечественной авиационной промышленности за последние время появилось несколько относительно конкурентоспособных на мировом уровне проектов, например, SSJ-100 и МС-21. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие уже существующих разработок и продолжить разработку самолетов в нишевых сегментах гражданской авиации с менее жесткой конкуренцией.
  • В сельском хозяйстве мы видим два основных на­правления для инноваций. Первое — разработка и внедрение инновационных технологических решений, таких как спутниковое слежение, аэромониторинг, точное земледелие, автоматизация производствен­ных процессов. На текущий момент в России особен­но развито направление спутникового мониторинга и предоставление аналитических данных на его осно­ве. Вторым перспективным направлением является развитие отечественных селекции и семеноводства. Сегодня данные направления в России практически отсутствуют

Вот что предлагают сделать для стимулирования инноваций: 

  • Необходимо создание у руководства крупных компаний заинтересован­ности в долгосрочном развитии компании.

Одним из решений применительно к госкомпаниям является их частичная приватизация. При этом глав­ный залог успеха - поиск стратегического инвестора, заинтересованного и обладающего возможностями и компетенциями для долгосрочного развития ком­пании.

Другим проверенным способом для создания стимулов к долгосрочному развитию компаний является предостав­ление опционов для сотрудников: сотрудник, владеющий опционом на акции компании, заинтересован в долго­срочном росте их стоимости и, следовательно, будет иметь больше стимулов для реализации долгосрочных проектов с горизонтом 5-10 лет.

Система мотивации должна ох­ватывать как высшие уровни управления (топ-менед­жмент), так и руководителей среднего уровня, а также ключевых специалистов Компании.

Однако реализации описанных выше мер недостаточно. Необходимо, чтобы высшее руководство обладало необходимыми компетенциями и личной мо­тивацией к внедрению инноваций. Для определения возможных кандидатов на высшие управленческие должности необходимо создание резерва управленче­ских кадров.

  • Развитие поставщиков и субподрядчиков

Для решения первой проблемы — избыточной верти­кальной интеграции крупного бизнеса — необходимо развитие конкурентного рынка компонентов в рамках крупных вертикально-интегрированных компаний.

Во-первых, необходимо создание стимулов для повы­шения эффективности и снижения себестоимости по всей цепочке производства. Для этого мы предлагаем выделение производителей компонентов в отдельные бизнес-единицы с собственной финансовой отчетно­стью.

Во-вторых, государство может повысить качество продукции не входящих в крупные компании постав­щиков, и тем самым стимулировать диверсификацию закупок крупными компаниями путем привлечения иностранных инвестиций в развитие отечественных производителей компонентов и создание совместных производств с российскими поставщиками.

Вторая проблема — отсутствие средств на инновации — может быть решена за счет развития долгосрочно­го сотрудничества крупного бизнеса и поставщиков в рамках инновационных программ. Примерами такого сотрудничества могут стать: заключение долгосрочных контрактов на поставку высокотехнологичной про­дукции, предоставление доступа к интеллектуальной собственности, софинансирование НИОКР, технологи­ческая поддержка, например, предоставление доступа к испытательным полигонам / стендам и обеспечение стандартов качества.

Одним из основных барьеров для доступа к заказам от крупных компаний является сертификация продукции под отраслевые стандарты. Особенно остро данная про­блема стоит в государственном оборонном заказе. Государству следует разработать механизмы, упрощающие процесс сертификации, например, компенсацию затрат на сертификацию продукции и производств, аналогич­но уже существующим в различных регионах програм­мам по возмещению затрат на сертификацию

  • Устранение препятствий со стороны рынков

Основной проблемой для инноваций на российском рынке является текущая система ценообразования гособоронзаказа, в рамках которой отсутствуют стимулы для повышения эффек­тивности и развития субподряда. Одним из решений данной проблемы может стать внедрение индексного подхода к ценообразованию: долгосрочные контракты с фиксированной на пять лет базовой ценой, индекси­руемой ежегодно на заранее установленную величину.

Отсутствие конкурентного предложения для экспорта в крупных компаниях, связано с низким (относительно иностранных кон­курентов) уровнем сервиса и отсутствием опыта заключения долгосрочных контрактов, например, контрактов жизненного цикла.

  • Изменение регулирования и господдержка инноваций

В целом, государству следует занимать более активную позицию по формированию отраслевой политики, приоритетом которой должно стать развитие инноваций.

сегодня у государ­ства отсутствует стратегический подход к отраслевым стандартам. Первым шагом для решения этой проблемы является ревизия отраслевых стандартов. После этого необходимо для каждой конкретной отрасли опреде­лить дальнейшую стратегию формирования отраслевых стандартов. По ряду отраслей, например в авиационной промышленности, необходимо сближение российских и международных стандартов для упрощения экспорта продукции.

Помимо этого государство может разрабатывать и вне­дрять новые внутренние опережающие стандарты; так­же одной из мер может быть удостоверение государством высокого качества продукции («знак качества»).

Ряд задач, на­пример повышение коэффициента извлечения нефти («КИН») в нефтегазовой отрасли, требует разработки принципиально новых технических решений. Сегодня в России крупные компании в большинстве случаев решают данные задачи по отдельности. Мировой опыт показывает, что более эффективный подход заключа­ется в кооперации компаний для решения общеотрас­левых задач, например разработки / освоения техно­логий или устранения разрывов в производственных цепочках. При этом именно государству следует ини­циировать и координировать такое взаимодействие.

Полный итоговый текст Национального доклада «Об инновациях в России 2016» на сайте РВК


Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LivejournalОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

 


Похожие материалы:

Д.А. Медведев о промышленности и инновациях

Поддержку инноваций кризис не остановит

Путь по инновационной лестнице

РВК займется инновационной экосистемой